2025

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Университет основан в 1958 году под названием Пензенский инженерно-строительный институт путём выделения строительного факультета Пензенского индустриального института
Датой рождения самостоятельного строительного вуза в Пензе является 1 апреля 1958 года. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №269 и Приказом №292 министра высшего образования СССР В.П.Елютина принято решение о преобразовании Пензенского индустриального института в политехнический и организации на базе строительного факультета инженерно – строительного института.
Период организации инженерно – строительного института пришелся на годы индустриализации строительства. Повсеместно закладывалась база стройиндустрии. В жилищном строительстве взят курс на крупнопанельное домостроение.
Основу открывшегося вуза составили около 700 студентов строительного факультета дневной формы обучения и около 150 человек – вечерней и заочной, 5 специальных кафедр (архитектура, строительное производство, строительные конструкции, основания и фундаменты и геодезия. На указанных специальных кафедрах работало порядка 20 преподавателей, из которых 7 имели ученые степени кандидатов наук и доцентов.
ПГУАС также представляет специальности, связанные с информационными технологиями, землеустройством, технологиями наземного транспорта, экономикой и дизайном. В ПГУАС обучение осуществляется по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры. На 2023 год в составе университета находятся 4 института и 5 факультетов.
Программы университета подразумевают обучение как за счёт бюджетных средств, и так и на коммерческой основе.
ПГУАС заключил ряд договоров с иностранными и международными организациями по вопросам образования и науки, в том числе с Узбекистаном, Казахстаном, Израилем, Азербайджаном, Арменией, Китаем и Республикой Беларусь. Международная аккредитация ВУЗа отсутствует. Кроме того, партнёрами университета являются многочисленные строительные, финансовые и производственные организации региона.

Кафедра Строительного материаловедения
Национального исследовательского Московского государственного строительного университета

Кафедра «Дорожно-строительные материалы и химические технологии» ФГБОУ ВО МАДИ
Кафедра «Дорожно-строительные материалы и химические технологии» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» ведёт своё начало с 1929 года и остаётся признанным центром исследований, разработок и подготовки кадров для дорожной отрасли России.
С первых лет существования кафедра определила приоритетом научное обоснование составов асфальтобетона: П.В.Сахаров доказал, что истинным связующим в битумоминеральном композите является не сам битум, а наполненное минеральным порошком «асфальтовяжущее вещество», и разработал метод проектирования смесей по этому показателю. В 1930-е годы для проверки теории на практике были построены опытные участки дорог с привлечением зарубежной техники, что заложило традицию внедрения науки в строительство. Военные и послевоенные годы не прервали исследовательскую преемственность: под руководством доцента Ф.Н. Пантелеева совершенствовалась технология приготовления и уплотнения асфальтобетона, издан учебник, ставший отраслевым стандартом на десятилетия.
С 1959 по 1984 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственных премий, профессор, доктор технических наук Сергей Владимирович Шестоперов – выдающийся ученый в области цементов и цементобетона. Основные результаты его научно-педагогической деятельности – разработка теоретических основ долговечности бетона с учетом конкретных условий эксплуатации. Учёный сформировал теорию долговечности бетонов, ввёл классификацию по зонам агрессивных сред, предложил технологию «мокрого помола» цемента. Его работы легли в основу регламентов, применённых при сооружении Куйбышевской ГЭС, высотных зданий Москвы и первых отечественных цементобетонных аэродромов. В этот период кафедра стала площадкой для международных аспирантов, а в лабораториях начали научный путь будущие академики российской академии транспорта Юрий Эммануилович Васильев и Эдуард Владимирович Котлярский.
С 1984 года руководил кафедрой заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Николай Васильевич Горелышев, один из лидеров научной школы по асфальтобетону и материалам на основе органических вяжущих.
С мая 2018 года кафедрой руководит Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации доктор технических наук профессор Юрий Эммануилович Васильев, который продолжил традиции научных школ, заложенные его предшественниками. Кафедра под его руководством сосредоточила интересы на энергосберегающих технологиях, разработаны технологии использования крупнотоннажных техногенных отходов для дорожного строительства (золошлаковые смеси, шлаки металлургической промышленности, фосфогипс, борогипс и др.), значительное внимание уделяется вопросам создания экологически чистых серосодержащих композиционных материалов (сероасфальт, серобетон).
Сотрудниками кафедры разработаны передвижные дорожные лаборатории «Автоматизированный дорожный сканер «АДС МАДИ», созданы 15 комплексов, ежегодно обследующих более 40,000 км столичной улично-дорожной сети. Создан «Универсальный комплекс для испытания дорожных покрытий и автомобильных шин», не имеющий аналогов в мире по тактико-техническим параметрам. Лаборатория кафедры оснащена современным испытательным оборудованием, обеспечивающим возможность проведения практически любых испытаний по отечественным и зарубежным методикам.
При кафедре успешно работают шесть малых инновационных предприятий, осуществляющих разработку новых инновационных дорожно-строительных материалов и технологии их использования, нормативных документов, испытательного оборудования.
На базе кафедры более 30 лет существует организованная профессором Н.В. Горелышевым Ассоциация Исследователей Асфальтобетона.
Сотрудники кафедры активно публикуют научные статьи, регистрируют патенты и программы для ЭВМ.
Коллектив кафедры принимал активное участие в работах по научно-техническому сопровождению реконструкции МКАД, строительства Третьего транспортного кольца и реконструкции взлётно-посадочной полосы «Шереметьево» и других транспортных объектов.
Сегодня коллектив из более чем 20 высококвалифицированных преподавателей и исследователей реализует программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, обеспечивая непрерывный цикл подготовки кадров высшей квалификации для отрасли. В 2025 году к кафедре была присоединена кафедра «Химия», в результате чего существенно был усилен ее научный потенциал.
В рамках выполнения НИР на кафедре и в ее подразделениях трудится более 100 человек преподавателей, научных сотрудников, инженеров и лаборантов. К научным работам активно привлекаются студенты, магистранты и аспиранты кафедры. Все дипломные проекты, аттестационные работы и диссертации имеют реальную направленность.
В 2018-2021 годах кафедра занимала первое место среди выпускающих кафедр МАДИ по науке, является победителем конкурса «Дороги России — 2018» в статусе «Лучшая дорожная лаборатория», а также признана лауреатом специальной премии «За активное участие в выполнении научных работ и повышение квалификации работников дорожного хозяйства» конкурса «Дороги России – 2020».

Себешев
Владимир Григорьевич,
главный редактор журнала «Известия высших учебных заведений. Строительство», Почётный член отделения строительных наук РААСН,
кандидат технических наук, профессор.
Журнал «Известия высших учебных заведений.
Строительство»

Звездов
Андрей Иванович
доктор технических наук, профессор.
Научно-технический, академический и производственный журнал в области строительства
Бетон и железобетон / Concrete and Reinforced Concrete
печатное (ISSN 0005-9889) и сетевое (ISSN 3034-1302)
Журнал «Бетон и железобетон» – старейшее в России научно-техническое рецензируемое издание для специалистов, ученых, аспирантов строительных специальностей, инженеров, проектировщиков, работников строительного комплекса. Издается с 1955 г. Основан Институтом НИИЖБ Госстроя СССР и ВНИИжелезобетон Минстройматериалов СССР.
Журнал публикует научные статьи, подробные тематические исследования, обзорные статьи, информирующие об открытиях и новациях в мире бетонных технологий. Среди авторов и рецензентов журнала – выдающиеся отечественные ученые и практики.
Научная концепция издания предполагает публикацию современных достижений в области строительства, результатов научных исследований, публикацию статей, описывающих лабораторные исследования, промышленные внедрения, математическое моделирование процессов, а также результаты исследований по государственным грантам и заданиям.
Важнейшими задачами журнала являются: обобщение научных и практических достижений в области строительства и конструкций из различных видов бетона, оборудования и технологий строительной отрасли и их практического применения. Журнал публикует подробные тематические исследования, обзорные статьи, информирующие об открытиях и новациях в мире бетонных технологий.
Журнал «Бетон и железобетон» предоставляет всем исследователям, инженерам, строителям и подрядчикам важную информацию, которая поможет повысить эффективность, производительность и конкурентоспособность.
С 2023 года издателем журнала «Бетон и железобетон» является АО «НИЦ «Строительство». Главный редактор журнала – доктор технических наук, профессор Андрей Иванович Звездов.
10 июня 2024 года Журнал «Бетон и железобетон» включен в перечень ВАК по научным специальностям:
2.1.1 – Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки);
2.1.5 – Строительные материалы и изделия (технические науки).
Входит в Единый государственный перечень научных изданий.
Банникова Мария Леонидовна,
руководитель центра по исследованиям и разработкам
ООО «Завод ТЕХНОПЛЕКС», Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ
Окончила Уральский государственный лесотехнический университет по специальности «Технология переработки пластических масс и эластомеров. Инженер». Свой профессиональный путь в отрасли производства строительных материалов начала в 2002 году с позиции инженера-технолога конструктивного отдела АО «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение». Затем более 10 лет в качестве технолога, а затем главного технолога сопровождала производство ООО «ЗЭМ Экстрол». В 2021 году, когда предприятие вошло в состав Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ, заняла должность руководителя Центра по исследованиям и разработкам. Среди достижений Марии Леонидовны:
- Создание научного центра на мощностях производственной площадки в г Ревда, который обрабатывает более 100 экспериментов в год, а также проводит ежеквартальные оценки качества продукции, представленной на рынке. Изучение свойств готовой продукции обеспечивает высокий уровень безопасности для здоровья человека и окружающей среды и сохраняет высокие эксплуатационные и физико-механические характеристики теплоизоляции.
- Систематизация в подходах оценки проведении исследований с целью повышения потребительских свойств, снижения себестоимости, развитии новых производственных приемов. Так были проведены испытания специальных добавок, содержащих стабилизаторы, которые позволяют повышать показатель текучести расплава вторичной гранулы в пределах 10-15%, что приводит к снижению сырьевой себестоимости при выпуске.
- Участие в исследованиях поствспенивания готовой продукции при помощи элементов дополнительного нагрева пара в туннеле, что привело к снижению себестоимости на 2-5%. Технология позволила повысить теплоизолирующую способность и увеличить прочность при одновременном снижении плотности теплоизоляционных плит.

МЕННАНОВ
Эльмар Меджидович
Директор института «Академия строительства и архитектуры»
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат технических наук,
доцент.

Михайлов
Роман Юрьевич,
директор по производству Мастик и Праймеров,г. Учалы, Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ
Окончил Саратовский государственный технический университет по специальности «Инженер».
В области производства строительных материалов работает более 18 лет: в 2007 году присоединился к Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ, где прошёл путь от специалиста по охране труда до директора по производству, проявив себя активным, надёжным и неравнодушным руководителем. Коллектив производства отмечает прекрасные профессиональные и личные качества Романа Юрьевича: его глубокие технические знания, отличные организаторские способности, открытость, позитивность, умение найти общий язык с каждым.
Отличительной чертой Романа Юрьевича является постоянное обеспечение соблюдения высоких стандартов качества и безопасности в работе предприятия. Он не только выстроил надежные и устойчивые процессы, но и активно развивает в своей команде культуру рационализаторства: сотрудники производственной площадки ТЕХНОНИКОЛЬ в Учалах регулярно участвуют в подаче, внедрении и реализации предложений по улучшению качества и безопасности работы, побеждают во внутренних конкурсах.
Михайлов Р. Ю. также активно применяет систему наставничества для вновь принятых работников, поощряет более опытных сотрудников делиться своими знаниями с новыми членами команды. Высокий уровень вовлеченности на ПП Учалы СБЕ МиСХ – 92% в 2024 – свидетельствует о том, что команда предприятия, следуя за своим лидером, разделяет ценности ТЕХНОНИКОЛЬ и постоянно стремится к достижению максимально возможных результатов в работе.
Роман Юрьевич неоднократно награжден благодарственными письмами, почетными грамотами, ценными подарками за высокое качество работы и личный вклад в развитие компании. В 2025 году представлен на федеральной доске почёта ТЕХНОНИКОЛЬ как лучший директор завода в СБЕ Мастики и Строительная химия.
