Номинанты 2025 г

 

Кафедра ДСМ и ХТ (1)

Кафедра «Дорожно-строительные материалы и химические технологии» ФГБОУ ВО МАДИ

Кафедра «Дорожно-строительные материалы и химические технологии» ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» ведёт своё начало с 1929 года и остаётся признанным центром исследований, разработок и подготовки кадров для дорожной отрасли России.

С первых лет существования кафедра определила приоритетом научное обоснование составов асфальтобетона: П.В.Сахаров доказал, что истинным связующим в битумоминеральном композите является не сам битум, а наполненное минеральным порошком «асфальтовяжущее вещество», и разработал метод проектирования смесей по этому показателю. В 1930-е годы для проверки теории на практике были построены опытные участки дорог с привлечением зарубежной техники, что заложило традицию внедрения науки в строительство. Военные и послевоенные годы не прервали исследовательскую преемственность: под руководством доцента Ф.Н. Пантелеева совершенствовалась технология приготовления и уплотнения асфальтобетона, издан учебник, ставший отраслевым стандартом на десятилетия.

С 1959 по 1984 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственных премий, профессор, доктор технических наук Сергей Владимирович Шестоперов – выдающийся ученый в области цементов и цементобетона. Основные результаты его научно-педагогической деятельности – разработка теоретических основ долговечности бетона с учетом конкретных условий эксплуатации. Учёный сформировал теорию долговечности бетонов, ввёл классификацию по зонам агрессивных сред, предложил технологию «мокрого помола» цемента. Его работы легли в основу регламентов, применённых при сооружении Куйбышевской ГЭС, высотных зданий Москвы и первых отечественных цементобетонных аэродромов. В этот период кафедра стала площадкой для международных аспирантов, а в лабораториях начали научный путь будущие академики российской академии транспорта Юрий Эммануилович Васильев и Эдуард Владимирович Котлярский.

С 1984 года руководил кафедрой заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Николай Васильевич Горелышев, один из лидеров научной школы по асфальтобетону и материалам на основе органических вяжущих.

С мая 2018 года кафедрой руководит Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации доктор технических наук профессор Юрий Эммануилович Васильев, который продолжил традиции научных школ, заложенные его предшественниками. Кафедра под его руководством сосредоточила интересы на энергосберегающих технологиях, разработаны технологии использования крупнотоннажных техногенных отходов для дорожного строительства (золошлаковые смеси, шлаки металлургической промышленности, фосфогипс, борогипс и др.), значительное внимание уделяется вопросам создания экологически чистых серосодержащих композиционных материалов (сероасфальт, серобетон).

Сотрудниками кафедры разработаны передвижные дорожные лаборатории «Автоматизированный дорожный сканер «АДС МАДИ», созданы 15 комплексов, ежегодно обследующих более 40,000 км столичной улично-дорожной сети. Создан «Универсальный комплекс для испытания дорожных покрытий и автомобильных шин», не имеющий аналогов в мире по тактико-техническим параметрам.  Лаборатория кафедры оснащена современным испытательным оборудованием, обеспечивающим возможность проведения практически любых испытаний по отечественным и зарубежным методикам.

При кафедре успешно работают шесть малых инновационных предприятий, осуществляющих разработку новых инновационных дорожно-строительных материалов и технологии их использования, нормативных документов, испытательного оборудования.

На базе кафедры более 30 лет существует организованная профессором Н.В. Горелышевым Ассоциация Исследователей Асфальтобетона.

Сотрудники кафедры активно публикуют научные статьи, регистрируют патенты и программы для ЭВМ.

Коллектив кафедры принимал активное участие в работах по научно-техническому сопровождению реконструкции МКАД, строительства Третьего транспортного кольца и реконструкции взлётно-посадочной полосы «Шереметьево» и других транспортных объектов.

Сегодня коллектив из более чем 20 высококвалифицированных преподавателей и исследователей реализует программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, обеспечивая непрерывный цикл подготовки кадров высшей квалификации для отрасли. В 2025 году к кафедре была присоединена кафедра «Химия», в результате чего существенно был усилен ее научный потенциал.

В рамках выполнения НИР на кафедре и в ее подразделениях трудится более 100 человек преподавателей, научных сотрудников, инженеров и лаборантов. К научным работам активно привлекаются студенты, магистранты и аспиранты кафедры. Все дипломные проекты, аттестационные работы и диссертации имеют реальную направленность.

В 2018-2021 годах кафедра занимала первое место среди выпускающих кафедр МАДИ по науке, является победителем конкурса «Дороги России — 2018» в статусе «Лучшая дорожная лаборатория», а также признана лауреатом специальной премии «За активное участие в выполнении научных работ и повышение квалификации работников дорожного хозяйства» конкурса «Дороги России – 2020».

ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» ведёт своё начало с 1929 года и остаётся признанным центром исследований, разработок и подготовки кадров для дорожной отрасли России.
     С первых лет существования кафедра определила приоритетом научное обоснование составов асфальтобетона: П.В.Сахаров доказал, что истинным связующим в битумоминеральном композите является не сам битум, а наполненное минеральным порошком «асфальтовяжущее вещество», и разработал метод проектирования смесей по этому показателю. В 1930-е годы для проверки теории на практике были построены опытные участки дорог с привлечением зарубежной техники, что заложило традицию внедрения науки в строительство. Военные и послевоенные годы не прервали исследовательскую преемственность: под руководством доцента Ф.Н. Пантелеева совершенствовалась технология приготовления и уплотнения асфальтобетона, издан учебник, ставший отраслевым стандартом на десятилетия.